1 янв 2016
Обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ, как следует из части 4 статьи 79, части 5 статьи 41 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, организуют:
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания, согласно части 1 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, определены:
К обучающимся с ОВЗ относят глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, а также детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, сложными дефектами, умственной отсталостью.
Определяют ребенка с ОВЗ, когда психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) устанавливает, что:
При этом дети с ОВЗ не являются инвалидами , пока не признаны таковыми федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) по Правилам , утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 . Таким образом, ребенок с ОВЗ может одновременно быть инвалидом. И наоборот, ребенок-инвалид может не относиться к обучающимся с ОВЗ.
Чтобы обучать детей с ОВЗ и детей-инвалидов, образовательная организация:
Основаниями для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью служат:
Условия для детей с ОВЗ и с инвалидностью, которые образовательная организация обеспечивает в соответствии с частью 3 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ:
Условия, которые образовательная организация создает для обучающихся с определенными видами ОВЗ
(Порядок , утвержденный приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 ) | (Порядок , утвержденный приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 ) | |
адаптировать сайт школы с учетом потребностей инвалидов по зрению. Привести сайт к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); разместить расписание занятий в доступных для слепых или слабовидящих местах в адаптированной форме. Текст составляют крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и дублируют шрифтом Брайля); организовать присутствие ассистента, который оказывает учащемуся необходимую помощь; выпустить альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы; обеспечить доступ слепого учащегося с собакой-поводырем к зданию школы и место для собаки-поводыря в часы обучения ребенка | организовать присутствие ассистента, который оказывает учащемуся необходимую помощь; выпустить альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы | |
воспроизводить информацию звуковыми средствами; дублировать звуковую информацию о расписании занятий визуальной – установить мониторы для трансляции субтитров. Мониторы, их размеры и количество определяют с учетом размеров помещения; передавать информацию с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода) | ||
обеспечить беспрепятственный доступ учащихся в учебные помещения, столовую, туалетные и другие помещения школы; |
Образовательная организация создает условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов за счет средств, которые выделены для:
Так следует из пункта 5 части 1 статьи 8, пункта 5 части 1 статьи 9, части 2 статьи 99 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, постановления Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 .
Для того чтобы получить заключение ПМПК , образовательная организация направляет ребенка на психолого-медико-педагогическое обследование с письменного согласия родителей.
ПМПК проводит обследование по направлению образовательной организации после того, как получит:
Документы в ПМПК подают родители. Образовательная организация предоставляет дополнительную информацию о ребенке, если получит запрос ПМПК.
Такой порядок установлен в пунктах 12 , 14 , 15 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 .
Обследование проводит территориальная ПМПК (действует в одном или нескольких муниципальных образованиях субъекта РФ) или центральная ПМПК (действует в пределах субъекта РФ).
ПМПК выдает копии заключения и, если есть, копии особых мнений специалистов. Получают такие документы только родители ребенка под подпись или по почте с уведомлением о вручении. Об этом говорится в пункте 22 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 .
Это следует из пункта 8 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 .
Заключение ПМПК содержит выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом развитии, отклонений в поведении.
Такие сведения, согласно части 1 статьи 10 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, являются персональными данными о состоянии здоровья ребенка.
Заключение ПМПК носит для родителей детей рекомендательный характер (п. 3 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 ).
Образовательная организация, органы управления в сфере образования получают от родителей заключение ПМПК и создают условия для обучения и содержания ребенка. Если родители не передали заключение в течение одного года, придется получать заключение заново. Так предусмотрено в пункте 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 .
После того как образовательная организация получила заключение ПМПК, направлять ребенка на повторное обследование ежегодно не нужно. Обращайтесь в ПМПК повторно, если есть основания в изменении условий для обучения и воспитания.
В образовательной организации детей с ОВЗ и с инвалидностью сопровождают специалисты – ассистенты (помощники), тьюторы, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, медицинские работники.
Ассистенты (помощники) оказывают техническую помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам:
О необходимости организовать техническую помощь детям с ОВЗ и с инвалидностью говорится в части 3 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, пункте 23 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 , пунктах 18–19 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014.
Тьютор сопровождает реализацию образовательной программы и индивидуального учебного плана, по которым обучают детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
В школе учащихся с расстройствами аутистического спектра сопровождают и педагоги-психологи. Они проводят индивидуальные занятия по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей. На одну ставку должности педагога-психолога приходится пять–восемь учащихся с расстройствами аутистического спектра.
На групповых занятиях учащихся с расстройствами аутистического спектра присутствует и воспитатель (тьютор).
Так следует из пункта 29 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 .
Решение о приеме на работу специалистов зависит от содержания заключения ПМПК – для детей с ОВЗ, и индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. Так, если рекомендовано обеспечить участие тьютора в обучении ребенка с ОВЗ или с инвалидностью, то образовательная организация должна начать поиск соответствующего специалиста. Об этом сказано в пункте 4 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 .
Для реализации адаптированных образовательных программ в пункте 32 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 , приведены штатные единицы для школы:
Расчет норматива штатных должностей зависит от специфики образовательной организации, количества обучающихся с ОВЗ и их образовательных потребностей.
В каждом регионе и каждой образовательной организации реализуется своя модель штата работников для организации обучения лиц с ОВЗ и с инвалидностью. Это зависит от финансовых, административных, организационных и других возможностей образовательной организации. Например, вводят должность тьютора в штатное расписание или расширяют должностные обязанности педагогических работников – учителя-дефектолога, социального педагога , педагога-психолога и других.
Если кадров недостаточно, образовательная организация использует ресурсы сетевого взаимодействия .
Для воспитанников с ОВЗ детского сада не установлен специальный режим дня в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах. Если ПМПК в заключении по этому вопросу не рекомендовала специальных условий дня для ребенка, то применяйте положения СанПиН детского сада о режиме дня для здоровых детей.
Режим дня обучающихся интернатов при дневном и круглосуточном пребывании детей с ОВЗ рекомендован в приложении 2 к СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденным постановлением Главного санитарного врача России от 10 июля 2015 г. № 26 .
Школы, которые обучают по адаптированным образовательным программам, и специальные (коррекционные) школы используют рекомендации к режиму дня в части:
Школа осуществляет присмотр и уход в группах продленного дня, если организует согласно пункту 8.2 СанПиН 2.4.2.3286–15, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 10 июля 2015 г. № 26 :
В школе занятия для детей с ОВЗ проводите в первую смену – с 8 часов или позднее. Учебная неделя составляет пять дней. Проводите облегченный учебный день в среду или четверг.
Недельная образовательная нагрузка включает:
Внеурочная деятельность составляет до 10 часов в неделю в каждом классе, из них:
Такие требования установлены в разделе VIII СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 10 июля 2015 г. № 26 .